Отношение к технике. Техницизм и технофобия

Техника как область человеческой деятельности с давних пор привлекала к себе внимание философов. Мыслители Древней Греции и Рима, эпохи Возрождения, Нового времени обращались к рассмотрению теоретических и философских проблем техники. История техникиможет быть представлена через три основных этапа: Первый этап характеризуется таким способом соединения человека и техники в технологическом процессе, при котором человек является материальной основой технологического процесса, а орудия лишь удлиняют и усиливают его работающие органы. Труд при этом носит ручной характер. Второй этап характерен тем, что основой технологического процесса становится машина, человек лишь дополняет ее своими органами труда, является ее технологическим элементом. Труд при этом становится механизированным. Наконец, третий этап характеризуется свободным типом связи человека и техники.

Технократизм

Философия науки и техники: Однако, если предметом философии техники является техника, то возникает сразу же законный вопрос: Это — обстановка нашей домашней и общественной жизни, средства общения, защиты и нападения, все орудия действия на самых различных поприщах. Наконец, облегчая удовлетворение потребностей, она тем самым способствует нарождению новых Однако, как хорошо известно, материальная культура связана с духовной культурой самыми неразрывными узами.

оптимизм" (технофилия) и"технический пессимизм" (технофобия)." Прометеевский оптимизм", характерны технократического типа развития.

Список литературы Введение Актуальность данной темы обусловлена тем, что хотя техника является настолько же древней, как и само человечество, и хотя она так или иначе попадала в поле зрения философов, как самостоятельная философская дисциплина философия техники возникла лишь в столетии. В конце ХХ века российский инженер П. Его работы были опубликованы также на немецком языке. Однако только в ХХ веке техника, ее развитие, ее место в обществе и значение для будущего человеческой цивилизации становится предметом систематического изучения.

Не только философы, но и сами инженеры, начинают уделять осмыслению техники все большее внимание. Можно сказать, что в этот период в самой инженерной среде вырастает потребность философского осознания феномена техники и собственной деятельности по ее созданию. Часто попытки такого рода осмысления сводились к исключительно оптимистической оценке достижений и перспектив современного технического развития.

Одновременно в гуманитарной среде возрастало критическое отношение к ходу технического прогресса современного общества, и внимание привлекалось прежде всего к его отрицательным сторонам. Так или иначе, в обоих случаях техника стала предметом специального анализа и исследования. К данной теме меня привлекло то, что мне нравится техника и у меня возникло желание ознакомиться с философией данного общественного явления. Повлекло меня то, что техника играет большую роль в моей жизни, и мне было интересно изучить научные подходы к ней.

Целью данной работы является рассмотрение сущности и места техники в жизни общества. Задача работы — выяснить особенности роли техники в науке для того, чтобы понять в каком направлении движется философская мысль по этому поводу.

Философия науки и техники: Технофобия, или страх перед техникой, — это установка, согласно которой техника рассматривается как основная причина отчуждения человека от природы, от самого себя. Такая позиция выражает негативное отношение к технике: Технофобия зародилась в год рождения техники, и связано это было с возможностью использовать технику как во благо, так и во вред.

Концепция технократизма в современной философии. Технофобы, наоборот, считают, что технический прогресс - это путь, ведущий к гибели.

В основе этих оценок лежат определенные философско-мировоззренческие ориентации и установки. Здесь можно выделить прежде всего две метафизические, противоположные позиции — техницизм и антитехницизм, основывающиеся на технологическом детерминизме, с его представлениями об автономности технической рациональности, об определяющем и однозначном воздействии техники и технологии на общество, на все его сферы и стороны.

В этой связи можно говорить о техницистской и антитехницистской философии техники. Техницизм — мировоззренческая позиция, абсолютизирующая роль техники и технологии в общественном развитии, заявляющая об их самодостаточности и способности к саморазвитию, выражающая веру в безусловную благотворность их прогресса для человечества и человека, в автоматическое изменение общества под их воздействием.

Другими словами, это техноцентризм, игнорирующий обратное воздействие самого общества на функционирование и развитие техники и технологии. Ему близки идеи сциентизма и технократии. Антитехницизм — позиция, выражающая критическое, негативное отношение к технике и технологии, рассматривающая технику как враждебную, чуждую, разрушительную и дегуманизированную силу.

Понятие техники. Техника и технологии, их роль в современном обществе (технократизм и технофобия).

Техника как предмет философского осмысления Место техники в системе философского знания Современная философская мысль сосредоточена во множестве разнообразных предметных дисциплин, каждая из которых имеет свою историю, традиции и определённое место в общей структуре философского знания. В данном множестве есть особая предметная философская дисциплина - философия техники, призванная с позиций научно-мировоззренческого синтеза отвечать на вопросы о сущности техники, возможных перспективах развития на нашей планете глобализирующейся технической реальности, появившаяся в качестве одного из следствий решения актуальных теоретико-мировоззренческих проблем человечества, возникших с появлением индустриального, а затем и постиндустриального общественного укладов.

Процесс происхождения философии техники можно понять как специфическое проявление в становлении общей философии, т. В таком случае всё то, что мыслилось, мыслится и может быть мыслимо, например техника, заведомо касается объектов, материально и духовно-практически выделяемых нами в рамках универсума, который объективен, един и единственен, но бесконечно разнообразен, в силу чего в нём есть разные способы бытия в том числе и разумного , а следовательно, различные действительности.

экологичность эффективность экономичность надежность долговечность эстетичность — • -^социальный антагонизм — Г технократизм технофобия.

Способы изложения правовых норм в статьях нормативных актов. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Отношение человека к миру техники неоднозначно. Вторжение техники во все сферы человеческого бытия иной раз порождает безудержную апологию техники, своеобразную психологию техницизма. Исходной предпосылкой техницизма является убеждение в том, что современный мир — это мир технический, а техника представляет собой систему средств, с помощью которых можно и нужно решать любые цивилизационные проблемы и задачи.

Гейбор основную установку техницизма суммировал в законе технической цивилизации: Техницизм истолковывает все виды человеческой деятельности технически. Наука понимается как непосредственная производительная сила, позволяющая овладевать природой. Инженерия и проектирование предназначено для создания инженерных и технических проектов.

Образование — это институт, призванный готовить специалистов, которые затем будут включены в производство.

ТЕХНОКРАТИЗМА ТЕОРИИ

Труд становится желаемым, творчески активным. В-третьих, нужно создать поощрительные условия для становления этих базисных отраслей. В-пятых, необходимо постоянное обучение. В-шестых, следует кардинально изменить систему массового образования. Наконец, в-восьмых, необходимо обеспечить каждому минимальный гарантийных доход через семьи, школы, бизнес, другие возможные каналы.

Сегодня человек стоит перед альтернативой:

И технократизм, и технологический детерминизм - ошибочно . в своих очередных воплощениях стали составляющими технофобии.

Одна из первых концепций технократизма была разработана Вебленом. Как предполагалось, технократы являют собой носителей совершенно нового типа мировоззрения, основанного на научно-технических знаниях и информации, не подвластного идеологиям классического типа. В е 20 в. Он связан с именами Гэлбрэйта, Турена и др. Технический прогресс и связанные с ним организационные сдвиги понимаются как процесс, приводящий к образованию и доминированию в экономике крупных корпораций, власть в которых принадлежит технократии.

Тем самым общество может трактоваться, в конечном счете, как система принятия решений - техноструктура при сохранении значительной роли государства. Третий этап е эволюции Т. Первоначально - перед угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воздействием все более могущественной техники и ее резкого усиления в социально-экономическом развитии Адорно, Маркузе, Мэмфорд, Эллюль и др.

Главная опасность безудержного технического прогресса, утверждает Эллюль, заключается в том, что, будучи созданной в качестве средства подчинения среды человеку, техника сама становится средой, вследствие чего окружающая нас среда предстает как"вселенная Машины", подчиняющая себе и самого человека. Поэтому в современных условиях"техника - фактор порабощения человека".

Сторонник технологического детерминизма, согласно которому развитие техники является определяющим фактором общественного развития; автор дихотомического деления истории цивилизации на доиндустриальную застойную и индустриальную динамичную эпохи. Лесли Уайт — — выдающийся американский антрополог, этнолог и культуролог. Выступал в защиту эволюционизма, и стал одним из основателей неоэволюционизма в культурной антропологии.

Понятие неоэволюционизм возникло в середине 50х годов столетия благодаря работам американского этнолога Лесли Уайта и антрополога Джулиана Стюарда.

Т.Ю. Сидорина. Философия кризиса

Технократия и технофобия Технологический детерминизм придает технике и технической деятельности абсолютный статус в качестве основания функционирования и развития общества. Он, как философская установка, возводит технику в ранг главной если не единственной причины, обуславливающей и однозначно определяющей собой все аспекты или стороны общественной и культурной жизни и тенденции их развития, начиная с экономики и политики и кончая искусством и философскими представлениями. Поэтому уровень развития техники провозглашается им главным или даже единственным показателем критерием развития общества и культуры.

Обычно различают две основные формы технологического детерминизма: Технологический эвдемонизм от греч. Он абсолютизирует ее значение в качестве источника благосостояния людей и односторонне рассматривает ее как средство освобождения и возвышения человека.

Технофобия. Технократическая концепция и продолжение традиций социальной утопии в ХХ веке. Человек как объект конструирования.

Понятие техники и ее роль в истории философии. Философия техники и ее проблемы. Количество просмотров публикации Вопрос Техника — это общее название различных приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе и изготовляемых человеком. Техника относится к сфере материальной культуры. Это — обстановка нашей домашней и общественной жизни, средства общения, защиты и нападения, все орудия действия на самых различных поприщах. Бон различает несколько способов действия, придавая особое значение целенаправленной деятельности, в которой успех достигается указанием в предшествующем рассуждении руководящего средства.

Однако античные философы уже осмысливали технику как проблему, ставя вопросы о происхождении дара творения техники, о цели технической деятельности, о природе сотворенных человеком предметов.

Технофобия

Американский экономист и социолог Дж. Революция уже не нужна: Когда в конце на смену бескризисного этапа развития снова пришла пора кризисов, технократическая идиллия была разрушена, и на смену Т. Титаренко Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов: Табу - от полинезийского слова, означавшего запрет негативные

Технократизм обычно рассматривается, как претензия на власть со показную технофобию, сами решения принимались в технократическом духе .

Для широкого технического и экономического наступления предпринимателей в веке потребовались ещё две предпосылки: Добро пожаловать в интернет магазин, интернет магазин фирменной одежды для беременных. Там, где существует разделение труда, необходим совместный труд и организация его. Ясперс вслед за Марксом и Энгельсом считает совершенно очевидным, что производственные отношения, в том числе и организация труда, оказывают огромное влияние на общество и жизнь людей во всех её проявлениях.

Но возводить эту зависимость в ранг моноказуального понимания человеческой истории философ считает неверным. Решающим для сознания человека является другое: Проницательных людей с давних пор охватывал ужас перед техническим миром. Ремесленники, которых разоряли высокопроизводительные машины, уничтожали их как источник своих бед. Так создавался демонистический образ техники.

Понятие техники и ее роль в истории философии. Философия техники и ее проблемы. Технофобия и техн

Понятие техники и ее роль в развитии человеческой цивилизации. Философия техники и ее проблемы. Техника — совокупность мат средств практической деятельности, которые создаются ч-ком для осуществления процессов производства или обслуживания непроиз-нных потребностей ч-ка. Совокупность проблем, касающихся обсуждения места и роли техники в чел обществе, составляет предмет интенсивно развивающейся т.

В её разработку внесли серьёзный вклад Д.

Сциентизм и антисциентизм, технократия и технофобия о роли науки и Сциентизм и технократия, с одной стороны, антисциентизм и технофобия — с другой, антисциентизм · сциентизм · технократизм · технофобия.

Философия техники — это формирующийся раздел философской науки, основное содержание которого составляет философская рефлексия по поводу феномена техники. Таким образом, философия техники в основном сводится к вопросу о применении философии к технике, то есть к вопросу о том, как теоретические модели, закономерности всеобщего характера, методы, идеи, накопленные философией, обращаются на технику как на особый предмет исследования.

Истоки философии техники прослеживаются в трудах древних философов, но систематическое философское исследование феномена техники началось в лишь конце ХХ — начале ХХ в. Маркс разрабатывали сущностные характеристики технических средств в русле идеи опредмечивания. В России основы философского осмысления техники были заложены Н. По вполне понятным причинам его исследования получили продолжение на Западе.

В нашей стране интенсивная разработка философских проблем техники началась лишь в —е гг. Эта работа велась по следующим основным направлениям: В рамках этого направления были разработаны две основные версии. Одна из них А. Волков развивала марксову идею опредмечивания трудовых функций применительно к основным этапам технической эволюции; 3 социология техники, в русле которой обсуждалась специфика развития техники в различных социальных условиях Г.

Аналогичные направления развивались в западной философии техники Ф.

Posted on